R-active — Рязанский сайт об экстремальном спорте и активном отдыхе
Читать в формате RSS2.0 На главную Карта сайта Написать нам письмо
 
R-активация
логин
пароль
Забыли пароль?
Зарегистрироваться
дайвинг водный туризм виндсерфинг яхтинг
альпинизм скалолазание сноуборд горный туризм горные лыжи
base парашютный спорт дельтапланеризм воздухоплавание параплан кайтинг
пеший туризм автостоп путешествия
велоспорт паркур легкая атлетика афиша BMX танцы скейтбординг лыжероллеры коньки ролики тяжелая атлетика хилисы
спортивное ориентирование фестивали авто-мото историческая реконструкция лыжный спорт единоборства ЗОЖ спелео радиопеленгация мультиспорт герой дня другая тема
страйкбол ролевые игры пейнтбол DozoR Encounter
дертсерфинг бокинг зорбинг
История, культура и традиции Рязанского края

водный туризм события

Дневник экспедиции «Мира приключений» на реки Кубань, Б. Лаба, Белая. Весна 2008. Большая Лаба.
Автор: rina

06 мая 2008 г.
В 07.00 встали те, кто не закончил сборку катов — Леха и Никитос. Они вообще собирали свою двойку дважды — первый раз одну из гондол они привязали к раме кормой вперед, после чего долго обсуждали возможные достоинства такого судна в пороге высокой категории сложности.

09.00 — завтрак, он же недоеденный ужин. Пока ждали транспорт для заброски, наблюдали несколько картин.

Картина первая — про соседей. Небольшая группа, стоявшая по соседству, очень хотела заброситься вверх по течению, всего двумя судами — четверкой и двойкой. С попутным транспортом им хронически не везло, заранее они в Рожкао ни с кем не договаривались. Сколько ребята ни размахивали руками, призывая водителя остановиться, четыре или пять машин проехали мимо, некоторые были уже груженые группами, которые в ответ приветственно махали нашим соседям. Когда стрелка уже приближалась к десяти утра (а группа уже была одета для сплава час назад) им удалось тормознуть пустой КАМАЗ-лесовоз, который согласился их забросить на порог «Прощай, Родина!», за КАМАЗОМ выжидательно остановился «Урал» (дорога-то узковата для разъезда и обгона). Грузили первое судно быстро, что выдавало туристическую дрожь и лихорадку в ожидании порогов и острых ощущений. Четверку переваливали сбоку, прямо через борт, волоча и стягивая по металлу кузова, отчего шкура ката скрипела, и раздавались щелчки, когда натягивавшаяся под усилиями теза преодолевала какие-то подозрительные металлические выступы на борту. Хотелось зажмурить глаза и пожелать, чтобы у них ничего не порвалось до выхода на воду. И вот четверка погружена! Ура! А как же двойка? И тут соседи начали грузить маленькую двушку в следом стоящий «Урал»! Восемь человек (в том числе фотографы и наблюдающие) собрались ехать на двух (!) грузовых машинах. Да здравствует щедрость туристов, имеющих возможность прокормить бедных водителей поселка Рожкао! Картину довершил капитан группы, который после того, как КАМАЗ тронулся, вспомнил, что он что-то забыл, перемахнул через борт, как молодой сайгак. Оказалось, они оставили весла...

Картина вторая — про подвиги. Пока готовились к сплаву, к лагерю подошла группа из Перми. Между Петровичем и их руководителем состоялся следующий диалог (записала практически дословно сразу же после разговора):
Пришельцы: Добрый день. А у вас лоции нет?
Петрович: Добрый. Нет.
Пришельцы: И у нас вот нет.
Петрович: Просто мы здесь не в первый раз, и даже не во второй.
Пришельцы: А-а-а... Понятно.
Петрович: А вы откуда?
Пришельцы: Из Перми. Стоим ниже по течению.
Петрович: А мы из Рязани.
Пришельцы: Здорово. А мы вот заявились на 3—4 категорию сложности, но на Аксаут не проехали. Вот и подумали в лучшем случае пройти «Затычку» — как раз хватит защититься на категорию.

После этих слов Вова направился к палатке, бурча, что он сейчас найдет им лоцию.
Минут через 20 группа стала возвращаться. Выглядели они тоскливо. Судя по времени, которое они отсутствовали, скорее всего, они дошли до «Малого Блыба».

В половине одиннадцатого на стоянку подъехал наш транспорт — безбортовой КАМАЗ, на который забросили все семь судов. После чего машина приобрела вид разноцветного щетинистого бутерброда.

Увеличить
Щетинистый бутерброд
Щетинистый бутерброд

В 11.00 в пеший переход вверх по течению Лабы до первого порога «Прощай, Родина!» отправились первые ходоки, которые прибыли на место примерно через полтора часа. С погодой с утра везло. Лаба открыла восхитительные пейзажи — прорезающие облака вершины гор на ярко голубом небе. Прохладно, без дождя. Пока шли, посмотрели каньоны «Малый Блыб» и «Сосновый». К воде не спускались, но и с высоты дороги — пары десятков метров — бочки «Соснового» выглядели внушительно и даже пугающе.

Увеличить
Каньон «Сосновый»
Каньон «Сосновый»

К моменту прибытия последних ходоков на стартовой поляне кипела бурная деятельность. Проверяли суда, подкачивались, натягивали неопрен и ждали команды адмирала. Группа была немного напряженной и сосредоточенной, так как окончательное решение о том, какие экипажи пойдут каньон «Сосновый» должно было приниматься именно здесь. Хотя вряд ли у кого возникла мысль отказаться от прохождения, и вряд ли кто-то представлял, что потащит судно вниз по дороге, оставив почти мечту ощутить мощь воды.
И мы пошли. Около половины второго перечалились со стартовой поляны на отмель у правого берега для просмотра «Прощай, Родина!».

Про гидроцефала. В разрывы пены вода в порогах верхнего течения выглядела ярко-зеленой, прозрачной. Но этих зеленых пятен было совсем немного. Основной слив смотрелся как стремительный белый гребень, с яростью колотящий в круглый «тазик», зажатый со всех сторон скалами. Братья Василий и Алексей прошли порог без проблем, хотя усилия, которые пришлось прикладывать, ощущались по движению весел и «Твикса». Следом за братьями порог штурмовали Никитос и Леха Пронкин. На последних метрах перед сливом стало ясно, что двойка не дотянула до левой части струи на заходе и должна была пройти основной слив прямо по мощной сбойке струй, где Никитос оказался в полной власти бушующей стихии.

Увеличить
Стихия
Стихия

Вряд ли кто-то с точностью может сказать, что произошло с ним там, в ревущей струе. Уже позже по фото удалось восстановить тот прощальный взмах его шапки «Лыжня России 2006», которая решила покинуть гламурно золотистую каску своего хозяина.

Увеличить
Прощальный взмах шапки
Прощальный взмах шапки

После самоотстрела шапки Никитоса затянуло под воду. Всплыл он ниже по течению. Был довольно бодр и, ритмично помахивая веслом, успешно вылез на правый берег. Лехе повезло меньше. Когда Никитоса всосало в середину сбойки, катамаран тут же накренился и кильнулся через левую гондолу. Леха успешно и очень быстро выбрался во внутренний периметр судна, вылез на раму, и лицо его озарилось благостью от столь немудреного спасения. Но облегчение было недолгим, через пару секунд перевернутый катамаран вместе с угнездившимся на нем гребцом затянуло под струю слива, которая нещадно колотила и наваливала на корму, явно стремясь кильнуть кат еще раз, но теперь уже через корму. Лехе повезло во второй раз. После непродолжительного родео на мокрой тушке ката с веслом в руках ему удалось выбраться из-под душа...

Увеличить
Ладно, Лех, я пошел…
Ладно, Лех, я пошел…

И тут начался второй этап родео — загон беглого ката к берегу. Он продлился чуть дольше. После, казалось, успешной чалки судно выбило из неширокого улова и понесло дальше. Братья и тут не подвели. Пронкин был спасен, но следующий час ему пришлось провести в одиночестве на мокрых камнях, с большого расстояния наблюдая прохождение порога другими экипажами и заплыв капитана Эдуарда с серо-красной полосатой четверки.

На Никитосе заплыв в ПР отразился несколько позднее. Уже потом вблизи пенной воды, поддаваясь ее магии, он переворачивал каску задом наперед и фантасмагорической пластикой, глядя на группу неестественно широко расставленными глазами-дырками, пытался показать персонажа, встреченного им там, под бурлящей пеной. При этом полированный золотой шлем загадочно поблескивал своей покатой формой и будоражил воображение созерцавших этот мистический танец. Персонаж был окрещен Гидроцефалом.

Увеличить
Вот-вот в нем начнет просыпаться Гидроцефал
Вот-вот в нем начнет просыпаться Гидроцефал

Итог прохождения порога «Прощай, Родина!»: 253 поседевших волоса адмирала, навык быстрого спасения капитана Эдуарда от догоняющего его судна, усилившаяся меланхолия Никитоса вследствие познания Гидроцефала, один успешный эскимосский переворот каякера и три штатных прохождения четверок. Также пронаблюдали одно прохождение ПР двойкой не из нашей группы — почти шедевр. Парней прямо перед самым сливом развернуло сначала лагом, а потом, поскольку они не предприняли никаких действий, чтобы скорректировать курс, — кормой. Так их и слило. И кстати, успешно — даже испугаться не успели. Видимо, этот случай можно считать еще одним подтверждением, что неуправляемое судно обладает стопроцентной проходимостью!

После 2,5 часов на ПР группе предстояло пройти метров 400 до следующего порога «Пронеси, Господи!», осмотреть и пройти его. В самом начале порога на большом камне посреди потока лежало дерево. Оно перегораживало практически всю ходовую часть струи, делая попытку протиснуться здесь в порог необоснованно рискованной. Поэтому адмирал отдал команду начать проводку судов до приемлемой точки старта. Прохождение 100 метрового ПГ (так сокращенно именуется «Пронеси, Господи!») началось уже в 4 часа вечера. К этому времени дождь не только начался, но и усилился. С деревьев капало. Камни скользили под ногами. Глина из-под ног норовила сползти на головы стоявшим ниже по склону товарищам. Изо рта шел пар. Объективы фотоаппаратов и камер потели. Петрович мрачно мерз.

Про «Аврору». И вот из-за поворота в тесный скальный коридор влетает синяя «Аврора». Казавшаяся неуместно большой в «Желобе» здесь она кажется маленьким надувным суденышком, которое притапливает в каждой бочке. После основной бочары во всю ширину коридора ее тащит под правую вертикальную стену, струей вжимает правую гондолу в скалу, а левую притапливает основной струей. Гребцы отчаянно пытаются грести, кто в пене, кто по скале, но судно задавлено потоком. Каждый сантиметр вперед — маленькая победа, каждый скрип шкуры о мокрый камень — тревожный сигнал группе «Будь готов». И вот они снова в потоке. Об ошибках не даст забыть крен палубы и визг баллона.

Увеличить
«Аврора»
«Аврора»

Все суда прошли каньон нормально, без килей. Некоторых пошвыряло больше, других — меньше.

Увеличить
Купание красного каяка
Купание красного каяка

В половине шестого окончательно замерзший Петрович резко скомандовал «на воду» — уровень воды поднялся настолько, что поток понес бутылки, палки и прочий мусор, осевший в уловах. Вода мутнела. Для группы это могло означать только одно — предельное внимание при прохождение оставшегося на сегодня каньона — «Малый Блыб». При среднем уровне каньон — препятствие 3—4 категории сложности. Но для уставших и замерзших под дождем оно было дорогой домой, трудной, но единственно возможной. Каньон шли походной колонной с взаимной страховкой. В выходной бочке «Малого Блыба» кильнулся каяк — на остатках сил отработали спасательные работы. В шесть были в базовом лагере.

Еще долго, ошеломленные и вымотанные, мы не могли разойтись по палаткам переодеваться. Размахивая руками и выпучивая глаза, мы наперебой изливали свои ощущения. Мы смогли преодолеть свой страх.
Но впереди еще один ходовой день на Лабе.

07 мая 2008 г.
Подъем в 08.00, дежурные встали еще раньше. Моросит дождь. Вообще все как обычно — мокро и холодно. Кажется, дождь не прекращался всю ночь. После завтрака небо немного приподнялось. Мы с надеждой взирали серую дымку, устав и отчаявшись делать какие-либо прогнозы. Даже шутки про то, что все хотят, чтоб было «тепло, сухо и медведь» звучали удрученно. Посмотрев на унылую группу, Вова пообещал, что к полудню выглянет солнце. Видимо, он открыл чакры и ментально договорился с правильными силами.

Солнце начало пытаться выглянуть уже с одиннадцати. Хотя полностью солнечный день Вове не удалось обеспечить, лагерь собирали уже в относительной сухости. К двум часам дня собрались на воду. К этому времени напряжение набрало обороты — все знали о том, что день предстоит сложный. Впереди были каньон «Соленые скалы» с порогом «Кирпич» и путь до «Затычки». На пустеющей поляне лагеря попадались сосредоточенные люди, интенсивно размахивавшие руками, ногами, веслами, готовясь «рубить» реку. Напряжение достигло пика, когда полностью одетые, размявшиеся и готовые к старту все стояли на берегу, и кто-то крикнул: «Смотрите, каска!» По воде в жутком танце кружился белый шлем. Братья быстро прыгнули на «Твикс» и погнались за ним.

Группа молчала, практически каждый думал о том, что ничего хорошего плывущая каска означать не может. На воде такого уровня это не может быть случайностью. Когда спустились ниже до следующей стоянки, выяснилось, что московская группа «Голубая диагональ» (трэш-туристы, как значилось на их флаге), которая стояла на Соленом мосту, утром отправилась на верхние пороги. В «Прощай, Родина!» положило их четверку. Гребцам не удалось выбраться на судно. Страхующие спасконцами с берега то ли не добросили, то ли не успели бросить «морковки». В итоге четверо прошли самосплавом весь каньон «Сосновый». С одного сорвало каску и порвало ухо.

Такое начало сплавного дня радости нам не добавило. Группа еще больше притихла, сосредоточилась.
В половине третьего пошли просматривать каньон «Соленые скалы», решив не надеяться на то, что было просмотрено 2 дня назад. Оказалось, не напрасно. В русле прибавилось огромное дерево, которое не перегораживало основную струю полностью, но создавало дополнительные трудности в сочетании с остальными четырьмя похожими препятствиями. Отрезок от Соленого моста до небольшого пляжа по левому берегу перед порогом «Кирпич» шли с взаимной страховкой по два экипажа. Первыми ушли двойки и каяк, через пять минут стартовали «касатка» Вани Фетисова и «Аврора», замыкали красно-серая полосатая четверка и «касатка» Гарика.

Деревья в русле заставили отработать рулежку. Они лежали в шахматном порядке и с таким интервалом, что расслабиться нельзя было ни на минуту. Тем более, все помнили, что просмотр с берега — не гарантия от новых неприятных сюрпризов, которые могут быть видны только с воды. Благодаря этим трудностям этот отрезок пути доставил истинное удовольствие. Поток, несмотря на средний уровень воды, мощный, быстрый.

До намеченной чалки перед «Кирпичом» дошли нормально. Потом полезли смотреть «Кирпич» еще раз. Для прохождения выставили страховку спасконцами. С воды страховала «касатка» под руководством адмирала.
При нашем уровне воды «фарватер» был довольно широк. Но возможное поведение воды тяжело было предсказать с берега — к «Кирпичу» близко не подлезть. Порог осматривается с высоты дороги и кажется оттуда не слишком сложным. На деле все гораздо труднее и жестче.

Увеличить
Полет «касатки»
Полет «касатки»

Группа прошла «Кирпич» по нескольким траекториям. И в каждой вода демонстрировала своенравие. В «Кирпиче» поменялась обычная последовательность прохождения. Первыми на этот раз пошли «танки» — «касатка» Гарика, красно-серый полосатый «Белрафт» Эдика и сборный экипаж «Авроры» под руководством Никитоса. В последнюю очередь шла двойка «Твикс». «Касатка» заходила по правой части струи, потом ее снесло налево и чуть не уперло носами в скальную стенку, вторую часть порога они прошли практически по центру. «Белрафт» заходил практически по кромке правого берега и стартовал в первую ступень с «поганки», что стоило нескольких секунд и значительных усилий. Катамаран проходил в основном справа, на выходе из 1й ступени судно развернуло. Ко 2й ступени курс более-менее выправили, но проблемы возникли с правым прижимом к завалу.

Увеличить
Заплыв «Белрафта»
Заплыв «Белрафта»

«Аврора» прошла обе ступени по центру под громкие вопли-команды Никитоса. Братья на «Твиксе» никак не могли залезть на «поганку», кат тормозился. Они отъезжали назад передохнуть, затем пытались заехать на нее снова. Третья попытка увенчалась успехом. В середине второй ступени их «прикусило» в бочке. С косой отбойки второй ступени быстро и слаженно ушли на чалку.

Увеличить
Это мы удачно заехали…
Это мы удачно заехали…

После «Кирпича» до «Затычки» шли с одной промежуточной чалкой на отдых после, так называемых, «Ворот». При каждом старте «Авроры» река оглашалась воплем: «Пять минут! У нас пять минут! Отсчет пошел». Это Никитос стимулировал экипаж двигаться быстрее — кат сдувался на воде, превращаясь в дряблый матрас.

Увеличить
Боевое судно
Боевое судно

Перед порогом «Затычка» вытащили суда на обнос. Порог решил идти только один экипаж — братья Василий и Алексей. Остальные выступали в роли благодарных болельщиков. Примерно в этот момент к нашей группе подъехал джип с директором «Комбата», где мы предполагали остановиться после прохождения «Затычки». Он очень хотел отснять видео о прохождении. И успел как раз вовремя.
Порог братья прошли по правой части струи, за основным, самым крупным камнем, лежащим посреди русла и образующим крутой левый поворот потока. При прохождении на глазах начался подъем воды.

Увеличить
«Затычка». Правый слив
«Затычка». Правый слив

Река резко приобрела коричневый мутный цвет. До п. Рожкао оставалось совсем немного. За двадцать минут дошли до турбазы. К 19.00 активная часть на реке Б. Лаба была закончена. Напоследок народ поиграл в футбол надутым пакетом из-под вина, пытаясь согреться, пока адмирал с Василием договаривался насчет нашего ночлега. По традиции многократным ором, похожим на рев сигнализации, нас поприветствовал осел, привязанный в старом яблоневом саду.

Про рекламу. В половине девятого, в быстро наступающих сумерках шагаем мы по узенькой тропке на базу — мокрые, холодные и голодные с одной мыслью побыстрее переодеться и перекусить, а заодно и отпраздновать прохождение Лабы. И тут оказывается, что директор базы хочет разместить нас на своих рекламных фото в нашей сплавной экипировке. Поэтому, не дойдя до теплых домиков, мы выстроились на фоне живописного бассейна и были сфотографированы полуголым менеджером базы, который в момент нашего возвращения парился в бане с водителями. Читая эти строки в тепле и сухости, трудно представить себе ощущения мокрого, холодного и голодного туриста с натертой мокрым неопреном пятой точкой. Надеюсь, на фото мы не выглядели этакими йети.

База, к нашей радости, оказалась свободной, большинству даже удалось переночевать в комфорте. Особенно радостным это было для маленького Вани, сына брата Алексея. Маленький мальчик все это время жил с родителями в палатке, мужественно мерил резиновыми сапогами горные лужи и иногда капризничал, не желая завтракать.

Увеличить
Будущий каякер
Будущий каякер

И вот оно тепло — в домиках были приличный туалет с душевой кабиной и даже камин. Стеклянные (не пластиковые) стаканы и блестящие вилки были восприняты, как чудо цивилизации.
Но главным сюрпризом вечера была баня! Горячая, с душистыми дубовыми вениками, маслами, медом и чаем на травах. Первая партия ушла баниться в десять вечера. Ее удалось выпереть из этого теплого помещения только после того, как они выпили весь вкусный травяной чай и съели весь горный мед. Во втором заходе мы довольствовались только жаром с дубовыми вениками и ледяным бассейном на улице. Но и этого хватило!

Несмотря на все предупреждения Петровича о том, что подъем будет ранним, были и такие «отдыхающие», которые отправились спать в 07.05, т. е. через пять минут после начала побудки.

Увеличить
Покой и комфорт
Покой и комфорт




Добавить комментарий
Добавить комментарий:
анонимно
Введите код, изображенный на картинке:

логин:     пароль:
Текст:
Другие статьи:
Дневник экспедиции «Мира приключений» на реки Кубань, Б. Лаба, Белая. Весна 2008. Кубань.
Читать
Дневник экспедиции «Мира приключений» на реки Кубань, Б. Лаба, Белая. Весна 2008. Кубань. Каякинг: Опасности на реке
Каякинг: Опасности на реке
Читать
Добавить статью на сайт
Вы можете рассказать нам новость или просто пообщаться с нами.
Глиняная посуда ручной работы в интернет-магазине «Добрая лавка»
Самые R-активные статьи Всего комментариев: 45
Последний: 01/07/2022 14:17:50 Всего комментариев: 43
Последний: 13/02/2023 20:51:02 Всего комментариев: 13
Последний: 18/02/2023 17:54:54
Тест на R-активность
author()
R-опрос
Помогал ли ты тушить пожары?
Да! я перый вступил в ряды добровольцев.
Тушить мне было страшно! Но я искал людей, организовывал доставку, писал письма Медведеву и помогал всем, чем мог!
Ничего не тушил, но помог чем смог погорельцам.
Пусть горит! Не мое - не жалко.
Я - поджигатель, гори все огнем!
Вы можете подписаться на рассылку наших новостей об экстремальном спорте и активном отдыхе в Рязани

Что еще?
© 2007-2023 «R-active», Рязань
О проекте · Техподдержка
Предупреждение о риске
Реклама на сайте
Рязанский сайт о спорте, отдыхе, экстриме и туризме в Рязани
При перепечатке и любом воспроизведении материалов сайта обязательна ссылка на R-active.ru
Дизайн-студия «АртКласс» — разработка сайтов, графический дизайн, фирменный стиль Разработка сайта —
дизайн-студия «АртКласс»
Страница сгенерирована за: 0,19501781463623 секунд.
Выполнено: 38 запросов.

Полный хронометраж: 0,22853899002075 секунд.