R-active — Рязанский сайт об экстремальном спорте и активном отдыхе
Читать в формате RSS2.0 На главную Карта сайта Написать нам письмо
 
R-активация
логин
пароль
Забыли пароль?
Зарегистрироваться
дайвинг водный туризм виндсерфинг яхтинг
альпинизм скалолазание сноуборд горный туризм горные лыжи
base парашютный спорт дельтапланеризм воздухоплавание параплан кайтинг
пеший туризм автостоп путешествия
велоспорт паркур легкая атлетика афиша BMX танцы скейтбординг лыжероллеры коньки ролики тяжелая атлетика хилисы
спортивное ориентирование фестивали авто-мото историческая реконструкция лыжный спорт единоборства ЗОЖ спелео радиопеленгация мультиспорт герой дня другая тема
страйкбол ролевые игры пейнтбол DozoR Encounter
дертсерфинг бокинг зорбинг
История, культура и традиции Рязанского края

путешествия События

Экспедиция в бывший рабочий поселок Курша-2.
Автор: ryazankp

Экспедиция в бывший рабочий поселок Курша-2 носила в себе ряд задач, одна из которых, собрать максимально полное представление о трагедии, случившейся здесь в ночь со 2 на 3 августа 1936 года.


«…Курша-2 была построена вскоре после революции — как рабочий поселок для освоения огромных запасов леса Центральной Мещеры. От существовавшего уже ответвления Мещерской магистрали (Тума — Голованово) туда была протянута ветка узкоколейки, вскоре продолженная дальше на юг — в Лесомашинный и Чарус. Поселок рос, к 30-м годам он насчитывал уже больше тысячи жителей. На лесосеках жили и сезонные рабочие из окрестных деревень. Несколько раз в сутки старые паровозы выводили составы с бревнами из глубины лесов «на поле» — в Тумскую, где лес обрабатывался и оправлялся далее — в Рязань и Владимир. Лето 1936 года выдалось очень жарким, грозовым и ветреным. Теперь уже никто не знает, почему в первых числах августа в самом центре Мещерского края, в районе Чаруса, возник очаг пожара. Подгоняемый сильным южным ветром, огонь быстро продвигался на север, превращаясь из низового в самый страшный — верховой пожар. Поначалу, угрозы никто не осознавал. Ночью с 2 на 3 августа в Куршу-2 прибыл поезд из порожних сцепов. Поездная бригада, знавшая о пожаре, предлагала вывезти хотя бы женщин и детей — все мужчины давно уже были в лесу на огнезащитных работах. Но диспетчер приказал следовать в тупик для погрузки скопившихся бревен — чтобы «не пропадать народному добру».


Работа эта затянулась почти до подхода фронта пламени, и в Куршу-2 поезд пришел, нагоняемый по пятам лесным пожаром. Трудно представить себе, что творилось тогда на небольшой станции лесного поселка. Опасность стала ясна всем — ведь поселок находился в самом центре огромного соснового массива. Никто и не пытался сбросить бревна со сцепов — людей сажали куда только можно — на паровоз, на буфера и сцепки, сверху на стволы. Места хватило не всем, когда поезд уходил на север, в Туму, его провожали обезумевшими взглядами сотни людей. Драгоценное время было упущено. Когда поезд подошел к мосту через небольшой канал в трех километрах севернее Курши-2, деревянный мост уже горел. Загорелась сначала голова поезда, а затем — его хвостовая часть. Люди из последних сил пытались спастись, убежать из этого ада, но пути не было.


Обожженные, задохнувшиеся в дыму, они падали там, где застигла их судьба. В трагедии 3 августа 1936 года погибло примерно 1200 человек. Из всего населения Курши-2, поселений на лесосеках, а также личного войсковых частей, брошенных на борьбу с огнем, выжило немногим более 20 человек. Часть отсиделась в пруду поселка Курша-2, по колодцам и выгребным ямам, а часть — из остановившегося поезда каким-то чудом сумела пробежать сквозь фронт огня, спасшись на небольшом безлесном бугре …«

Это выдержка из книги «Мещерская магистраль». Удивительно, что о трагедии такого масштаба, не сохранилось практически ни каких сведений. И более странно то, что ни кто и не пытался восстановить, что же на самом деле случилось в этом поселке в ту роковую ночь 2-3 августа 1936 года. В ходе экспедиции РНИГ «Рязань-Космопоиск» мы смогли получить новые, доселе не публиковавшиеся сведения о событиях тех лет, которые попали к нам в руки из различных источников, государственного архива, от местных жителей и мы постараемся подтвердить или опровергнуть официальную версию трагедии. Но обо всем по порядку…


Еще на стадии планирования экспедиции мы столкнулись с рядом проблем, главная из которых стала дорога к месту бывшего рабочего поселка. А место это находится вдали от цивилизации, глубоко в древних Мещерских лесах. Да и сама местность в любой момент могла преподнести сюрприз: огромное количество болот с каждой стороны, причем каждое второе не отображалось ни на одной современной карте, практически полное отсутствие дорог и пелена дыма, окутавшая всю территорию Клепиковского района. Весь маршрут был условно разделен на три этапа — первый выезд с города до станции Гуреевский. Далее по узкоколейки до поселка Курша и третий, самый тяжелый этап от Курши до Курши-2.


Про первые два отрезка пути говорить хочется много, и с очень приятными воспоминаниями. А именно, прокатится по узкоколейной железной дороге, возможно единственной действующей в стране, да еще и на самодельном транспорте — это завораживает. И наш проводник в эти края — Сергей Алексеевич, долго рассказывал истории своего поселка, а родом он как раз из той самой Курши-2. Без особых проблем, добравшись до Курши. Для начала мы обследовали бывшую станцию Курша. К сожалению, смотреть тут особо нечего, так как вокзал сгорел много лет назад и ныне от него остались лишь бесформенные руины. Путевого развития также нет, и только едва просматривающиеся сквозь землю шпалы напоминают о том, что когда-то тут имелся второй путь и производилось скрещение поездов, передохнув, собрались и отправились покорять Мещеру.




В итоге дорога растянулась на тяжелейших 17 км. Большая часть пути проходила по остаткам бывшей здесь когда-то все той же узкоколейки, в итоге от нее осталась лишь песчаная насыпь, передвигаться по которой было неимоверно трудно. С каждой сотней метров песок становился все глубже. В принципе нечего страшного в этом не было — все таки гораздо приятнее было идти по песку, чем пробираться сквозь бурелом, однако крайне низкая скорость и невозможность ее увеличить действовала на нервы, очень хотелось выбраться на что-то более твердое, пригодное для ходьбы, но мы еще и не подозревали, чем встретит нас Курша-2.


Начинало вечереть, и все отчетливей, начинало тянуть дымом от недалеких пожаров, видимость резко упала. Песчаная дорога в очередной раз сменилась лесными тропами. Около 3 километров предстояло пройти через остатки леса, заходя глубже в Мещеру, все явственнее виднелись следы недавних, лесных пожаров, дышать становилось все труднее и уже закрыв лица подручными средствами мы стали быстро продвигаться, а в голову то и дело лезли мысли про людей, которые, так же как и мы пытались убежать от огня…. от этого едкого запаха.


Вышли на поляну… и сразу увидели огромную территорию выгоревшего леса. Зрелище жуткое. Ощущения, как будто события 36 года ожили, или мы пронеслись сквозь время. Окончательно стемнело…. туман стелился меж стволов, и все исчезало в нем. Но для него это было не важно. Он видел все. И слышал все. Заметно похолодало, по ногам проносился холод, пробивавший до костей, а мы прошли лишь часть пути. Фонарики упорно отказывались освещать дорогу дальше, чем на метр, остановились и решили сделать привал. Дорога казалась бесконечной, чёрные полуживые деревья то тут, то там оглушали лес сухим треском, в голову лезли всякие не хорошие, жутковатые мысли и лишь луна тускло освещала мутным сиянием окрестности и хотелось уже побыстрее добраться до этого маленького, заброшенного и забытого всеми поселка.


И вот на горизонте показалась небольшая, заросшая лесная поляна, мы поняли что, наконец, дошли. Разбили лагерь, приготовили ужин и пошли отдыхать. Утро встретило нас свежей прохладой, первая половина дня ушла на оборудования полноценного лагеря, заготовку дров… и тут опять возникла проблема — полное отсутствие воды. Все запасы были истрачены и за водой пришлось ходить в ближайшее болото. В результате чего, все привезенные продукты быстро теряли свой вкус и приобретали специфический запах. Во второй половине дня отправились осматривать остатки некогда процветающего поселка. Грустно смотреть на эти лежащие на земле крыши домов, истлевшие от времени, обветренные и высушенные куски ограждений… О трагедии что была на этом месте думать не хочется, становится еще грустнее. Только осенняя природа увлекала от тоскливых мыслей красотой своей нетронутости.


До деревни пожар в этом году не дошел. История не повторилась. В деревни тихо, даже птиц не слышно… На северо-восточной окраине поляны, недалеко от кирпичного фундамента, видимо бывшего когда-то паровозным депо, находится большая братская могила. Здесь похоронены жертвы забытой ныне трагедии. Сразу вспоминается выдержка из Мещерской Магистрали: «…Никто не спасся. В самом поселке, за пару часов, превратившемся в груду пепла, уцелели лишь те, кто прятался по колодцам и выгребным ямам. Со всей округи сюда набирали добровольцев в похоронные команды, а чтобы выдержать ужас этого пожарища, бочками везли водку. Всех собрали в одну огромную братскую могилу, поставили маленький деревянный обелиск. Вопрос был закрыт». Количество погибших доселе точно неизвестно, кто упоминает цифру 1200 человек, а кто и 3000. Масштабы трагедии таковы, что для людской памяти в этих краях Курша — это та же война. Кого ни спроси, в любой семье кого-то затронул этот ад.


Вся остальная Россия осталась безучастна — никто так ничего и не узнал. Всем вроде бы понятны причины происшедшего — где лес, там и пожар, нормальное явление. И все же — почему? Почему Курша так внезапно оказалась в огне? Почему никто не знал, что где-то горят лесные делянки, а шквалистый ветер может за считанные секунды верховым пожаром перенести огонь в поселок? Может быть, дело было в населении Курши? Всегда вольные жители леспромхозов привычно не замечали ни лагерей, ни спецпоселков со спецпереселенцами.

Наверное, было и такое. Но есть и другая версия — поджог. Ведь та, прошлая соцэкономика шаг не могла сделать без приписок, где мелких, а где неслыханных. А приписки — они растут, их надо списывать. А не найдешь объективной причины — это уже вредительство, и не как понятие, а как уголовная статья. Возможно, серьезная недостача на каком-то из складов была причиной, а лесные пожары оказались лишь удобным поводом выбрать дату. Если это действительно было так, что остается лишь гадать, успел ли вредитель к первому поезду.

В поселке Голованово, всего в 7 км. от развалин, доживает свой век 90-летняя бабушка — Ираида Константиновна Рунова. Последний оставшийся в живых житель Курши-2… «… Я сидела на буфере вагона, — рассказывает Ираида Константиновна, — в центре состава. Когда поезд подошел к небольшому каналу в трех километрах от Курши, деревянный мост уже горел. Загорелась голова поезда, а потом его хвост. Я с подружкой сначала побежала к мосту, но потом решила вернуться к Курше. Так и разминулась с подружкой — навсегда… Прибилась к мужчинам, тушившим огонь, может, это и спасло меня. Можно сказать, легко отделалась — тогда у меня обгорели только ноги и волосы сгорели…

Сотни людей, среди которых была и 20-летняя Ираида, из последних сил пытались убежать из этого ада. Обожженные, задыхавшиеся в дыму, они падали там, где застигала судьба. Те, кто пытался спастись на деревьях, сгорали, как свечки. Некоторым удалось отсидеться в пруду поселка, по колодцам и выгребным ямам. Повезло и тем, кто чудом смог пробежать через фронт огня и спастись на небольшом безлесном бугре.


Это мрачное, гнетущее зрелище. Крест надо рвом, где покоятся жертвы пожара и специфического мышления властей того времени. Остатки домов. Видимо, тех, что построили после пожара. Тогда поселок частично восстановили, но просуществовал он недолго — после войны людей оттуда выселили. И наступающий со всех сторон лес. Скоро он совсем скроет когда-то обжитое место…

В экспедиции приняли участие:
Масалаткин Олег Александрович (руководитель группы)
Захаркин Никита Тимофеевич (зам. руководителя группы)
Митин Сергей Владимирович (фотограф)
Романова Ирина Владимировна (медик)
Довгошей Василий Альфредович
Ребров Сергей Александрович (комендант лагеря)

При подготовке материала использовались статьи следующих источников: geocaching.ru, tribuna.ru, ryazankp.ucoz.ru




Комментарии:
Stacy
Stacy Добавлено: 04/10/2007 08:03:10
во-во
походу и пожары этого года в мещере - такой же поджог. Кому-то очень надо скрыть, сколько вырубили леса. Между прочим, по деулинской дороге и сейчас ночью выездают грузовики с бревнами.
robinzon
robinzon Добавлено: 04/10/2007 12:33:57
Даааа был я в этих местах дней 15 назад, отличные места! вот только леса погорели, много погорело! Отправлялся я из станции Тума по вот этой узкоколейки и до Голыненских дач. Деревня эта большая, сейчас там проживает около 100 человек!!! а раньшежили около 300 человек!!! уехали все в город - излогали старые жители этой деревни. Дедушки и бабушки этого селения собираются по вечерам и вспоминают старые русские традиции, общаются - прикольно!!!А еще господа, все заброшеные дома можно занимать свободно никто не против. Как в том мультике из "простоквашено". Во какое место есть в тех краях
Неизвестный гость
Nic (неизвестный) Добавлено: 04/10/2007 14:23:23
Так Голованово сгорело, или врут злые языки?
ryazankp
ryazankp Добавлено: 04/10/2007 15:53:44
В Голованово полный порядок!!! После Курши зашли туда, народу правдо мало осталось, а зимой вообще практически никого нет. А так места замечательные, уникальные я бы сказал...буквально в 20 метрах в лесу видели двух лосей, они даж нас не заметили, шли параллельно минут 5. Эх..еще бы туда попасть, а узкоколейка вообще отдельный разговор!
Stacy
Stacy Добавлено: 05/10/2007 19:22:04
а чего узкоколейка?
ryazankp
ryazankp Добавлено: 06/10/2007 04:16:56
Узкоколейка...хм...ощущения не передаваемые. Закрой на минуты глаза и представь себе, что несешься со скоростью 80 км/ч сидя на маленькой тележке, тебя болтает и бросает из стороны в сторону и страшно и великолепно!!! Ты боишься отпустить руки, дабы не вывалится с этого чуда техники и в то же время хочешь раскинуть их..и закричать..громко закричать от переполняемых эмоций. Для этого случая есть одна фраза - лучше один раз быть там, чем 100 раз услышать об этом.
Rus62
Rus62 Добавлено: 10/10/2007 11:22:26
ryazankp
80 км/ч на маленькой тележке. Вы видемо выпили для храбрости или мозг разъел ваши умы. 80 км/ч скорость скорого поезда по ровным рельсам, но не железной тележки с двигателем от старого мотоцикла.

Вообще статья оч. пафосно написана, в духе расказов, о немцах которые спалили партизанский поселок. Из фактов только рассказ вашего проводника но если прикинуть то ему должно быть около 80 лет (но тогда как он управляеться с такой тяжелой телегой, это не тепловоз, он не может туда сюда ехать с одинаковой скоростью), что бы он что то помнил или после пожара деревня потом существовала? Тогда он помнит это со слов. А значит это так же верно как и то что вы мчались со скоростью 80 км/ч Учитывая наличие крыш, можно пологать что деревня и не горела, просто скорее всего народ в панике побежал и многие действительно сгорели по собственной дурости. 3000 человек. Это примерно 300 домов. Это практически по площщади сопоставимо с размерами большого микрорайона в Рязани.следовательно , это должне быть огромный кусок, земли без леса, размером примерно с микр. Роща.

афтар прекращай ходить по дымному лесу. А то и не такое привидиться.
Bers
Bers Добавлено: 10/10/2007 12:05:42
поселок реально был и большой, и после пожара восстанавливался, но просуществовал недолго. вполне возможно, что народу погорело очень много. После войны людей оттуда выселили, линию Курша-Чарус разобрали, и в Курше-2 стали жить только лесники.
поэтому на фотках скорее всего развалины уже восстановленного поселка. а за 70 лет и лес мог не децкий вырасти на месте поселка ;)
ryazankp
ryazankp Добавлено: 10/10/2007 14:01:36
Уважаемый Руса, Ваше право не верить, что это тележка шла со скоростью 80 км/ч (хотя GPS в отдельные моменты показывал 87:))Это документированный факт и обо всех отклонениях в работе GPS пишите в мин. обороны США. Этому мужчине действительно около 80 лет но в отличие от многих он находится в отличной форме и в добром здравии, видимо жизнь на природе действительно творит чудеса. А то что крыши домов лежат, так это поселок перестраивался но после войны людей от туда выслали, а то что должа быть площадь огромная - пример когда мы шли была поляна радиусом около километра-двух сплошь из выгоревших стволов видимо этого года! Так что 3000 человек вполне реальная цифра.
Rus62
Rus62 Добавлено: 11/10/2007 08:12:15
GPS иногда опказывает, что ты уже в реке, а ты по мосту едишь. Это так сказать не показатель. Движок от мотоцикла паспортная скорость которого 90км/ч не попрет тяжелый стальной каркасс 5 мужчинами на борту, с точно такой же скоростью. Если уважаемый ryazankp был хотя бы в одном крупном селе где живет примерно 2-3 тысячи жителей, то он бы смог предположить что его площадь далека от перимитра 2 на 2 километра. Слово большой не являеться показателем, количества населения.
Bers если после войны людей выслали, то в любом случае прошло меньше 70 лет и остатки поселка в любом бы случае сохранились(просто фундаменты, хотя бы) крыши на фотках выглядят идеально. Если бы линию разобрали,то разобрали бы всю, а не 2-3 километра.
Stacy
Stacy Добавлено: 11/10/2007 08:28:47
Rus62
не верю!!! не верю )))
Так когда товарищ Станиславский поедет кататься на тележке с GPS-ом?
:)
Bers
Bers Добавлено: 11/10/2007 08:30:04
Я лично там не был, про масштабы деревни сказать не могу. Вряд ли ее восстановили в тех масштабах что она была до пожара. фундаменты (если они были в принципе) может и сохранились (а если они были деревянные могли и сгнить давно), тока они где-нить в траве под слоем грязи. Во время войны там могли вообще все в принципе разобрать нах. а то что мы видим на фотках более свежие постройки, уже послевоенные, когда до курши-2 дела никому небыло.

Крыши выглядят как обычно, я не возьмусь определять возраст их по фотографии. Видел постройки 13 века из дерева на Охте. Состояние их даже лучше чем у этих крыш ;)

ветку разобрали скорее всего потому что прекратили лесозаготовки в том районе, а если позырить в карту там как раз не очень большой кусок ветки.
ryazankp
ryazankp Добавлено: 12/10/2007 03:27:05
Ну понеслась...остатки тех, старых домов есть! Осталось пару кирпичных фундаментов (фото есть, если кого интересует), в том числе один достаточно крупный (скорее всего бывшее депо). На счет GPS - все возможно, и поэтому еще раз повторяю все претензии к мин. обороны США. На счет линии - линию и разобрали всю!!! Точнее ответвление на Куршу-2 - она полность разобрана, а зачем разбирать линию на Голованово, если там живут люди? И это один из немногоих способов свЯзи с "большой землей" - если выражаться их терминологией. Про масштабы - еще когда мы подходили, то еще километра за 3 начался не лес, как было до этого - а посадка, возраст деревьев лет 50 - 60 (я не биолог поэтому могу ошибаться) - так возможно что после пожара часть поселка заселили лесным масивом, а другую часть и востановили.
Rus62
Rus62 Добавлено: 15/10/2007 13:04:05
ryazankp
куда и что опять поняслось? ты видемо не отойдешь от своих прогулок по дымному лесу и поездок на дрезине в 80 км/ч. Кроме голословных утверждений, в твоем рассказе о вселенской беде, никаких фактов нет. Посему иди в архив, в 30 годах проводилась перепись, подними данные, что да как, да сколько людей жило в курше, что было после войны. Вот тогда будет тебе респект и уважуха.
ryazankp
ryazankp Добавлено: 15/10/2007 19:46:57
Уважаемый Руса. Это в первую очередь РАССКАЗ О ПОЕЗДКЕ и трагедии случившейся на данной территории. Позволю Вам заметить что был я и в архиве, где нашел и о трагедии на станции Курша-2, правда самую малость, но все же. Если это так интересно могу дать небольшую выдержку именно Вам "16 августа 1936 г. Политбюро ЦК ВКП(б) рассмотрело пожар 1-3 августа на Комсомольском участке Тумского лесокомбината (тогда – Московская обл.). Сгорели огромный массив леса, посёлок рабочих, железнодорожная станция Курша-2. Погибли 313 человек, тяжёлые ожоги получили 75. Решением Политбюро суду были преданы директор лесокомбината, его заместитель, технический руководитель, главный инженер, председатель Тумского райисполкома, секретарь Тумского райкома ВКП(б), начальник лесоохраны..." Там еще много чего есть. Да тут звучит цифра 313 человек, но ВЫ уверенны в этих данных на 100 процентов??? Или Вам привести огромное количество случаев не совпадения архивных данных с РЕАЛЬНО историческими??? Да что там историческими, если даже количество погибших в НОРД-ОСТЕ и БЕСЛАНЕ на сколько мне известно не сильно то и разглошалось, а что уж и говорить про Великую Отечетвенную Войну, Авганистан, Чечню - а на пожар, да еще который произошел хрен знает где, начальство наше не обратит ровным счетом ни какого внимания, я думаю Вы это понимаете. Так вот ЦЕЛЬ экспедиции и была ПОПЫТКА установить что же здесь произошло. И знаете, ЛИЧНО Я, верю намного больше простой жительнице этого поселка, которая БЫЛА ТАМ и ПЕРЕНЕСЛА ВЕСЬ ЭТОТ УЖАС, чем отупевши от времени депутатам, начальникам, которые сидят в своих кабинетах и распоряжается чьими то судьбами!
Неизвестный гость
Bulkan (неизвестный) Добавлено: 15/10/2007 20:00:42
ryazankp
Чувак, успокойся, если будеш на все так реагировать, нервов не хватит.
Rus62
Это ж космопоисковчанин. Его святая задача искать истину. А истина, как известно, где-то рядом. Думаешь легко ему? Делает все, что может ))
ryazankp
ryazankp Добавлено: 16/10/2007 06:40:13
"А истина, как известно, где-то рядом" - не друг, истина как раз хрен знает где:)
Rus62
Rus62 Добавлено: 16/10/2007 08:45:49
Собственно, ты сам ответил на свой вопрос, ибо если бы там сгорело бы 2000 человек, то их бы не отдали бы под суд, а расстреляли бы на месте и никакого заседания палитбюро бы не было. А что до бабушки, то на вопрос ребенку сколько людей на утреннике было, он скажет что оч. много, а там всего 40 человек. Посему если ребенок видет, что мама в панике и все бегают, то ей кажеться что сейчас настанет конец света. У страха глаза велики. А в данных я уверен, ну если вы их видели до вкушения продуктов горения, ибо если они были бы больше, то это была бы оч. закрытая инфа и вам бы ее не дали.
kat31
kat31 Добавлено: 24/11/2008 11:48:27
А у меня вопрос.Как всё таки лучше добираться до Курши-2 если пешком?
Как найти того самого проводника чтобы прокатиться по узкокалейке до Курши?Я поняла что дороги там всё таки хоть и заболоченный но есть..
И как добраться до самого Гуреевского?Тема очень интересная но мы москвичи и пока не очень представляем как это всё осуществить с точки зрения заброски и тд.Хочется ведь и на Голованову Дачу попасть.
Заранее спасибо.
ryazankp
ryazankp Добавлено: 24/11/2008 13:46:47
kat31

В куршу-2 можно добраться несколькими путями - основной можете прочитать сдесь http://ryazankp.ru/forum/5-11-1#310

Если Вы поедет с Москвы, то минуя Рязань, сразу выскочить на Спасс-Клепики, и далее дорога на Касимов. Указатель на Гуреевский будет по правую сторону дороги, где то через 10 - 12 км от Клепиков. Там, на станции живет проводник, с ним можно договорится и он вас довезет и до Головановой Дачи, и до Курши...
Добавить комментарий
Добавить комментарий:
анонимно
Введите код, изображенный на картинке:

логин:     пароль:
Текст:
Другие статьи:
Готовь сани летом, а лыжи начищай зимой
Готовь сани летом, а лыжи начищай зимой
Читать
Добавить статью на сайт
Вы можете рассказать нам новость или просто пообщаться с нами.
Глиняная посуда ручной работы в интернет-магазине «Добрая лавка»
Самые R-активные статьи Всего комментариев: 19
Последний: 20/04/2016 23:02:15 Всего комментариев: 12
Последний: 21/07/2016 07:44:24 Всего комментариев: 3
Последний: 19/05/2016 11:23:20 Всего комментариев: 2
Последний: 18/07/2016 07:45:13
Тест на R-активность
author()
R-опрос
Какое время года вам больше всего нравится?
Зима! Сноуборд, лыжи, снежки, дед мороз, новый год, снегурочки... Самая тема!
Весна! Сноуборд, лыжи, подснежники, 8 марта, в поход на майские, велосипед. Всего по чуть-чуть.
Лето! Главный поход года! Кто в кино, кто на рыбалку, кто чаю попить на кухню.
Осень! Листопад, лес, ПВД, соревнования туристов, закрытие сезона, копим деньги на лето.
Я не люблю любое время года, поэтому в походы хожу зимой, а летом из них возвращаюсь.
Мне пофигу какая погода, главное, что бы драйв был!
Давно перестал(а) отличать лето от зимы, а весну от осени. Вся фишка в стоимости авиаперелета 8)
Самое лучшее время года - это отпуск!
Вы можете подписаться на рассылку наших новостей об экстремальном спорте и активном отдыхе в Рязани

© 2007-2018 «R-active», Рязань
О проекте · Техподдержка
Предупреждение о риске
Реклама на сайте
Рязанский сайт о спорте, отдыхе, экстриме и туризме в Рязани
При перепечатке и любом воспроизведении материалов сайта обязательна ссылка на R-active.ru
Дизайн-студия «АртКласс» — разработка сайтов, графический дизайн, фирменный стиль Разработка сайта —
дизайн-студия «АртКласс»
Кто живет у нас в подвале?