R-active — Рязанский сайт об экстремальном спорте и активном отдыхе

пароль
Забыли пароль?
Зарегистрироваться
дайвинг водный туризм виндсерфинг яхтинг
альпинизм скалолазание сноуборд горный туризм горные лыжи
base парашютный спорт дельтапланеризм воздухоплавание параплан кайтинг
пеший туризм автостоп путешествия
велоспорт паркур легкая атлетика афиша BMX танцы скейтбординг лыжероллеры коньки ролики тяжелая атлетика хилисы
спортивное ориентирование фестивали авто-мото историческая реконструкция лыжный спорт единоборства ЗОЖ спелео радиопеленгация мультиспорт герой дня другая тема
страйкбол ролевые игры пейнтбол DozoR Encounter
дертсерфинг бокинг зорбинг
История, культура и традиции Рязанского края

альпинизм События

Альпинизм без права на ошибку
Автор: Санек

Есть вершина Ак-Кая
Воды там нету ни... какой
(Навеяло)

Как бы на Кавказ съездить ненадолго, на недельку, чтобы альпинизм не надоел? Казалось бы, за неделю в горах только акклиматизироваться, но выбрали мы объект восхождения невысокий — чтобы можно было сразу лезть, не опасаясь, что горняшка накроет. Гора наша — Ак-Кая 3400м. Это не тот Кавказ, где ледники, снежные вершины. Ак-Кая расположена в Скалистом хребте Кавказа, а это значит — тёплые сухие скалы, которые возвышаются над зелеными лугами. Если ехать в Безенги, то над селением хорошо видны известковые стены — это как раз оно.
На этой стене в 1979 и 2003 годах проводили чемпионат России по альпинизму, так что стена вполне приличная. Мы выбрали маршрут Васильева — самый популярный маршрут, до нас его ходили целых 5 раз. А еще, судя по отчетам, этот маршрут весь лезется и максимальная сложность 6с. Так что для нас.

Увеличить

В субботу поздним вечером я добрался до альплагеря Безенги, где уже 3 недели жил мой напарник Юра. Он был на сборах альпклуба московского энергетического института. За 5 дней до моего приезда он сходил 5А на Мижирги — длинный и тяжелый маршрут на пятитысячник, и томился в ожидании моего приезда. Утром мы нашли друг друга и конечно же за встречу... пошли на скалы лазить. А вы что подумали? Когда-то Сергей Шемулинкин пробил скалолазные маршруты рядом с альплагерем. Получились довольно интересные маршруты на граните, только пробивка для смелых — пролеты по 2,5 — 3 метра, что на ненависающих скалах бодрит.
Вечером пошли к местным «хозяевам» — регистрироваться, выпускаться. Нам настоятельно рекомендовали провести скальные, ледовые занятия, сходить акклиматизационную 2А. Скальные мы уже провели — хорошо полазали, даже со своими точками немного. Ледовые договорились не проводить — на Ак-Кае летом и воды нет, какой уж там лед. Двойку идти тоже конечно глупо. Безенгийские двойки начинаются выше трех тысяч — как раз на высоте вершины Ак-Каи. Зачем мучится горняшкой на двойке, лучше еще денек по скалам полазать. Но все-таки решили прогуляться на Гидан, раз уж так рекомендуют, мы же не беспредельщики.
На Гидан решили идти из лагеря в лагерь, если что — переночуем на спуске в хижине Укю. Вышли в 5 утра и пошли. Погода нас баловала и мы бодренько сходили, да так хорошо, что в 5 вечера уже успели спуститься в альплагерь. Гидан на третий день за 12 часов — неплохой результат.
А утром, собрав продукты и снаряжение мы в кузове лагерной газели поехали в селение Безенги. Там нашли себе водителя, который на Ниве за 500 рублей довез нас под Ак-Каю. Отсюда рация до альплагеря не добивает, сотовый телефон не ловит, так что мы тут в полном одиночестве. Если что, то спасатели нас нескоро хватятся. Палатку спрятали за большим камнем среди лугов, чтобы не привлекать внимание. Затащили с собой 25 литров воды — летом под Ак-Каей с водой плохо. Сходили под стену, отнесли железо, провесили одну веревку. Вернувшись к палатке, устроили сытный ужин. Завтра на гору, есть будет некогда, а перед боем даже коней кормят хорошо.

Увеличить

Ак-Кая гора немаленькая. Перепад стены невелик, но многие веревки идут по диагонали, обходя карнизы и участки разрушенных скал, поэтому протяженность маршрута получалась большой. Но несмотря на это, мы решили лезть Fast & Light. Палатку, спальники, коврики не брали. Взяли корелку и котелок. Воды взяли две бутылки по полтора литра. В одной сразу развели изотоник, пить на маршруте, а вторую припасли, чтобы греться чаем. Из еды — 4 кунжутные козинаки, немного сухофруктов и какой-то сублимированной картошко-каши на один прием пищи. Лезли оба с рюкзаками — первый с лёгким, второй с потяжелее. Жюмары, перила нас бы сильно замедлили, да и перильной веревкой можно сдернуть на себя «живой» камень. На маршруте много разрушенных скал, на которых тяжело страховаться, а станции делать вообще морока. И ориентироваться на маршруте непросто — уж очень много вариантов.

Мы так и купились на чьи-то шлямбура, полезли не туда. Потом обнаружили чьи-то брошенные веревки. В итоге мы сбились с маршрута и оказались на большой полке под серией монолитных карнизов. Выше полки на скале удалось разглядеть следы наших предшественников. Они тоже дошли до этой полки, но карнизы одолеть не смогли. Тогда они стали дюльферять, но не смогли продернуть веревки. Вот откуда на стене взялись брошенные две с половиной веревки. Вот бедолаги натерпелись наверно. Чувствуем себя полными идиотами, как в той байке: «И ты, дурак, сюда залез». Решаем ночевать, а утром разберемся.
Расстилаем веревки и пустые рюкзаки — вот наша постель. Почти как бомжи на картонных коробках. Спать прохладно, даже прижавшись друг к другу. Всю ночь то лежим, то дремлем. В 4 утра решили погреться — попили горячего чаю, согрелись и уснули до утра. Погода была ясная, ветра почти не было. Выспаться не выспались, но силы немного восстановили. А когда солнышко стало освещать белоснежные пятитысячники, настроение стало совсем боевым. Даже песенку запели:

А мне — все по х...:
Я сделан из мяса
Самое страшное, что может случиться:
СТАНУ ПИ... АСОМ!!!!!

Самого страшного не случилось, как метко заметил Юра.

Увеличить

С нашей полки дюльфернули на 50 метров и вернулись на маршрут. Вновь полезли. Впечатлил ключ маршрута — лазание 6b-6c по монолиту, где промежутки между надежными точками страховки — 10 метров. Надо лезть и не бояться. Был бы у меня с собой шлямбур — забил бы. А так пришлось собраться с мыслями и лезть до станции больше 10 метров без страховки. Но якорь я перед решающим броском я так забил, что вытащить не смогли. Интересно, выдержал бы он мой срыв на 20 метров?

Когда солнышко осветило стену, стало жарко. Безумно захотелось спать. Даже пить уже не так хотелось, но было ясно, что мы обезвожены. Было жарко, но потеть было нечем. Заключительные веревки маршрута лезли совсем медленно. Воображение рисовало на плоской вершине Ак-Каи зеленый луг, типа крымской яйлы. Прохладная травка на которой можно полежать и возможно даже вода. А наверху было поле щебня — пустыня, которую часто показывают в вестернах.

Там внизу был виден оазис — зеленый луг с лужицей и кажется с ручьем. Как же хотелось туда. Но мы понимали, что если спустимся туда, то обратно уже не сможем и придется спускаться вокруг Ак-Каи — неизвестно куда, неизвестно сколько дней. Стали искать кулуар, по которому все спускаются. Нашли с трудом. Кулуар был ужасен — воистину гиблое место. Если в нем оказаться в дождь — это верная смерть. Зато в кулуаре мы нашли воду, и это придало уверенности. Стало ясно, что теперь-то мы до дому уж точно дойдем. А после кулуара были каменные осыпи, луга, теряющаяся козлиная тропа, в темноте поиски камня под которым мы оставили палатку. Спускались мы 8 часов.

Увеличить

А на следующий день было долгое возвращение в альплагерь, душ, женское внимание доктора и сон на ровной поверхности.

И только уже сильно после этого восхождения, когда эйфория прошла, стало ясно, насколько авантюрным и опасным было это восхождение. Без связи, без наблюдателей, рискованное лазание по разрушенным скалам, с минимумом снаряжения, даже воды впритык. Но хочется верить, что нам не просто повезло, ведь везет сильным.